Римляне и вино

Сорта вин

Популярным было красное вино, однако среди лучших изысканных вин присутствовали и белые — цекубское и фалернское. По вкусу римлянам было сладкое вино — vinum dulce, некоторые хозяйства производили praedulce (особенно сладкое вино).
Римляне знали как приготовить из тёмного вина более светлое благодаря хранению. В книге Апиция «De re coquinaria» описывается рецепт ускорения этого процесса.

По вкусовым качествам было известно множество сортов (всего около 185), которые в общем можно разбить на категории:

  • vinum austerum — сухое
  • vinum tenue — возможно, полусухое
  • vinum dulce — сладкое

Римляне различали по цвету белое и красное вино, Плиний, однако, различает 4 категории вин[3]:

  • vinum album — белое
  • vinum fluvum — жёлтое
  • vinum sanguineum — кроваво-красное
  • vinum nigrum — чёрное.

Сорта по регионам

Римлянам были известные следующие сорта вин:

  • Альбанские вино — вино с Альбанских холмов к югу от Рима.
  • Массикское — со склонов горы Massicus в Кампании.
  • Соррентийское вино — вино из Сорренто, недалеко от Помпей.
  • Фалернское вино — первоклассное белое вино из Кампании. В конце республики и первом веке н. э. фалернское вино янтарного цвета считалось самым благородным сортом.
  • Цекубское вино — белое вино хорошего качества из Caecubum к югу от Рима (южный Лаций).

Популярным было красное вино, однако среди лучших изысканных вин присутствовали и белые — цекубское и фалернское. По вкусу римлянам было сладкое вино — vinum dulce, некоторые хозяйства производили praedulce (особенно сладкое вино).
Римляне знали как приготовить из тёмного вина более светлое благодаря хранению. В книге Апиция «De re coquinaria» описывается рецепт ускорения этого процесса.

По вкусовым качествам было известно множество сортов (всего около 185), которые в общем можно разбить на категории:

  • vinum austerum — сухое
  • vinum tenue — возможно, полусухое
  • vinum dulce — сладкое

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Римляне различали по цвету белое и красное вино, Плиний, однако, различает 4 категории вин[3]:

  • vinum album — белое
  • vinum fluvum — жёлтое
  • vinum sanguineum — кроваво-красное
  • vinum nigrum — чёрное.

Сорта по регионам

Римлянам были известные следующие сорта вин:

  • Альбанские вино — вино с Альбанских холмов к югу от Рима.
  • Массикское — со склонов горы Massicus в Кампании.
  • Соррентийское вино — вино из Сорренто, недалеко от Помпей.
  • Фалернское вино — первоклассное белое вино из Кампании. В конце республики и первом веке н. э. фалернское вино янтарного цвета считалось самым благородным сортом.
  • Цекубское вино — белое вино хорошего качества из Caecubum к югу от Рима (южный Лаций).

Вино в римской культуре

При употреблении вина в качестве напитка, оно обычно разбавлялось водой, а неразбавленное вино употреблялось прежде всего в кулинарии, например при изготовлении соусов. Некоторые римляне также пили вино «по греческому обычаю» (по представлению римлян), то есть неразбавленным (см. также Древнеримская кухня и здоровье). Некоторые народы, по мнению римлян, также употребляли вино неразбавленным, например, фракийцы и скифы.

Соотношение вина и воды варьировалось в зависимости от личных предпочтений хозяина дома или заведения. Соотношения составляли (в основном по данным греческих источников): 2:5, 1:2, 1:3 и 1:4, при этом в смесь добавлялось значительно больше воды чем, собственно, вина. Вино в пропорции 1:1 считалось крепким и приготавливалось например, для Сатурналий.

Летом вино охлаждали льдом из специальных погребов или в амфорах с двойными стенками, в которые заливалась вода для охлаждения; зимой вино часто подогревали в сосудах, похожих на самовар[4]. Вина разливали не сразу из амфоры в бокал или чашу, а перед подачей пропускали через бронзовое сито, чтобы очистить напиток от примесей и специй.

Вино, заказанное в питейном или другом заведении быстрого питания, посетителям подносили уже разбавленным водой. Многие вина, особенно ароматизированные, хранились в загустевшем виде. В чистом виде такое вино имело вязкую консистенцию и высокое содержание алкоголя. Таким образом вина в винных погребах, походили на сироп, и при оптимальных условиях содержали 16-18 % алкоголя.

Винные напитки

Из винограда приготовлялись также различные винные напитки: пассум (passum) — вино из сушёного винограда, дефрутум (defrutum/defritum) или сапа (sapa) — проваренные виноградные морсы, лора — лёгкий алкогольный напиток из виноградных выжимок. Выжимки смешивали с водой и снова прессовали, полученный напиток как можно быстрее употреблялся, так как очень быстро превращался в уксус. Легионерам поставлялись виноградные выжимки, так что они сами могли варить себе такой напиток. Если лора превращалась в уксус, то из неё ещё можно было сделать posca, уксусную воду. Плиний называл лору Vinum operarium — «вино работников». Рабы Катона получали в течение трёх месяцев после сбора винограда такое «вино», прежде чем им выдавалось настоящее вино.

Особой популярностью пользовался медовый винный напиток мульсум — напиток тёмно-красного цвета из свежего виноградного сока и мёда в пропорции 4:1. Мульсум способствовал, по представлению римлян, пищеварению, продлял жизнь, в тёплом виде помогал при поносе. Мульсум изготавливался так же из вина, но в процессе изготовления происходило выпаривание спирта и напиток получался безалкогольным. На вопрос императора Августа как некоему Поллиону Ромилию удалось прожить более ста лет, тот ответил, что благодаря медовому вину внутрь и (оливковому) маслу снаружи (Плиний, «Естественная история», XXII 114).

Также существовал рецепт наподобие современного глинтвейна — conditum paradoxum — смесь из вина, мёда, перца, лаврового листа, фиников, мастиковой смолы и шафрана, которая несколько раз варилась и употреблялась в горячем или холодном виде.

Aromatites, десертные вина и вина со специями, производили большинство потребителей и хозяева заведений по собственным рецептам с добавлением пряностей. Вина со специями ценились в медицине, например, вино с добавкой морского лука применялось от хронического кашля.
Желая придать вину более сложный вкус, иногда к нему добавляли лепестки роз (Rosatum) или фиалок (violatum), перец (piperatum), листья алоэ или ягоды мирта, можжевельник, лавровые листья, ветви кипариса, полынь или даже благовония (нард или мирру)[2]. Кроме того использовались анис, укроп, фенхель, мята, фисташки. Другие добавками могли быть: морская вода и свинцовый сахар (токсичный ацетат свинца) для солёной или сладковатый ноты; гипс, тёртый мрамор и глина увеличивали кислотность вина.

 

Кантарус на низком основании, популярен с конца Республики (Триумф императора Тиберия. Лувр)

Вино употребляли в больших количествах, например, в лагере легионеров Виндоланда в Британии на день рассчитывалось 73 модия вина (около 635 литров) на 500 человек.

На comissatio, пирушке, которая устраивалась после ужина по особым случаям или без и длилась часто до рассвета, киданием костей выбирался «магистр» или «арбитр» пития или «царь» (magister bibendi, arbiter bibendi, rex), который устанавливал пропорции смеси вина и воды. Магистр также следил за тем, в какой последовательности (по очереди начиная с главного места (a summo) или начиная с любого другого гостя) и сколько каждый присутствующий должен был выпить, предлагал гостям произнести тосты, давал знак наполнять чаши. Тосты произносились в том числе в честь императора или других отсутствующих важных людей; обычным тостом было пожелание «Всех тебе благ!» (Bene te!). Иногда присутствующие должны были выпить столько маленьких кубков (cyathi, 0,045 литра), сколько букв насчитывалось в имени хозяина[5]:345. К comissatio гости надевали венки из цветов или листьев плюща и мирта, столы посыпались лепестками цветов — фиалок, лилий и роз, гостям подносились благовония, которые наносились на руки, лицо и волосы[6].

Вино, особенно для больных и стариков, советовали разбавлять тёплой водой[5]:343.

 

«Старая пьяница» — римская копия с греческого оригинала века II до н. э.

Чрезмерное употребление вина

Римские источники не сообщают о распространении алкоголизма в римском обществе. Однако некоторые римляне по всей видимости страдали алкогольной зависимостью. Плиний Старший в Естественной истории причислял к негативным сторонам употребления вина прежде всего зависимость: вино — «… напиток; от которого человек теряет голову, неистовствует, совершает тысячу преступлений и который столь сладостен, что многие люди видят в нём единственную радость жизни.»[7]. Плиний описывает воздействие вина на тело и психику: бледность, обвисшие щеки, трясущиеся руки, ночная тревога и забывчивость[8]. Сенека называет такие последствия злоупотребления вином как умственное разложение, предрасположенность к тяжелым заболеваниям и психические расстройства[9].

Римляне считали признаками алкоголизма привычку употреблять неразбавленное вино и употреблять вино на пустой желудок[1]:14[10]:CXXII, 6.

 

Реконструкция домашнего алтаря —

ларария

.

Вина в обрядах

Римляне использовали вина в религиозных и погребальных обрядах. Для культовых целей использовалось неразбавленное вино — vinum merum[11]:54. После затухания погребального костра близкие умершего заливали пепел водой или вином[11]:54. Ежедневно римляне приносили жертвоприношения богам. Символически жертвовалась часть еды, чаще всего вино, фрукты или же благовония. По всей видимости, вино жертвовали в первую очередь, так как такие жертвоприношения назывались libamentum — «возлияния»[1]:270.

При жертвоприношениях животных делались три винных жертвоприношения: перед самой жертвой вином и благовониями, затем перед умертвлением вином орошали животное. Непосредственно винное жертвоприношение проводилось при сжигании внутренних органов животного на алтаре[11]:54.

Римляне и вино

Кантарус на низком основании, популярен с конца Республики (Триумф императора Тиберия. Лувр)

Вино употребляли в больших количествах, например, в лагере легионеров Vindolanda в Британии на день рассчитывалось 73 модия вина (окло 635 литров) на 500 человек.

На comissatio, пирушке, которая устраивалась после ужина по особым случаям или без и длилась часто до рассвета, киданием костей выбирался «магистр» или «арбитр» пития или «царь» (magister bibendi, arbiter bibendi, rex), который устанавливал пропорции смеси вина и воды. Магистр также следил за тем, в какой последовательности (по очереди начиная с главного места (a summo) или начиная с любого другого гостя) и сколько каждый присутствующий должен был выпить, предлагал гостям произнести тосты, давал знак наполнять чаши.

Тосты произносились в том числе в честь императора или других отсутствующих важных людей; обычным тостом было пожелание «Всех тебе благ!» (Bene te!). Иногда присутствующие должны были выпить столько маленьких кубков (cyathi, 0,045 литра), сколько букв насчитывалось в имени хозяина[5]:345. К comissatio гости надевали венки из цветов или листьев плюща и мирта, столы посыпались лепестками цветов — фиалок, лилий и роз, гостям подносились благовония, которые наносились на руки, лицо и волосы[6].

Вино, особенно для больных и стариков, советовали разбавлять тёплой водой[5]:343. Также были известны последствия чрезмерного употребления алкоголя: Плиний Старший пишет о зависимости от алкоголя, когда человек теряет разум и смысл жизни, совершаются преступления[7]. Признаками алкоголизма считалась привычка употреблять неразбавленное вино и пить вино на пустой желудок[1]:14[8]:CXXII, 6.

Римляне и вино

Кантарус на низком основании, популярен с конца Республики (Триумф императора Тиберия. Лувр)

Римляне и вино

Вино употребляли в больших количествах, например, в лагере легионеров Виндоланда в Британии на день рассчитывалось 73 модия вина (около 635 литров) на 500 человек.

На comissatio, пирушке, которая устраивалась после ужина по особым случаям или без и длилась часто до рассвета, киданием костей выбирался «магистр» или «арбитр» пития или «царь» (magister bibendi, arbiter bibendi, rex), который устанавливал пропорции смеси вина и воды. Магистр также следил за тем, в какой последовательности (по очереди начиная с главного места (a summo) или начиная с любого другого гостя) и сколько каждый присутствующий должен был выпить, предлагал гостям произнести тосты, давал знак наполнять чаши. Тосты произносились в том числе в честь императора или других отсутствующих важных людей; обычным тостом было пожелание «Всех тебе благ!» (Bene te!). Иногда присутствующие должны были выпить столько маленьких кубков (cyathi, 0,045 литра), сколько букв насчитывалось в имени хозяина[5]:345. К comissatio гости надевали венки из цветов или листьев плюща и мирта, столы посыпались лепестками цветов — фиалок, лилий и роз, гостям подносились благовония, которые наносились на руки, лицо и волосы[6].

Вино, особенно для больных и стариков, советовали разбавлять тёплой водой[5]:343.

Римляне и вино

«Старая пьяница» — римская копия с греческого оригинала века II до н. э.

Чрезмерное употребление вина

Римские источники не сообщают о распространении алкоголизма в римском обществе. Однако некоторые римляне по всей видимости страдали алкогольной зависимостью. Плиний Старший в Естественной истории причислял к негативным сторонам употребления вина прежде всего зависимость: вино — «… напиток; от которого человек теряет голову, неистовствует, совершает тысячу преступлений и который столь сладостен, что многие люди видят в нём единственную радость жизни.»[7]. Плиний описывает воздействие вина на тело и психику: бледность, обвисшие щеки, трясущиеся руки, ночная тревога и забывчивость[8]. Сенека называет такие последствия злоупотребления вином как умственное разложение, предрасположенность к тяжелым заболеваниям и психические расстройства[9].

Римляне считали признаками алкоголизма привычку употреблять неразбавленное вино и употреблять вино на пустой желудок[1]:14[10]:CXXII, 6.

Римляне и вино

Реконструкция домашнего алтаря —

ларария

.

Вина в обрядах

Римляне использовали вина в религиозных и погребальных обрядах. Для культовых целей использовалось неразбавленное вино — vinum merum[11]:54. После затухания погребального костра близкие умершего заливали пепел водой или вином[11]:54. Ежедневно римляне приносили жертвоприношения богам. Символически жертвовалась часть еды, чаще всего вино, фрукты или же благовония. По всей видимости, вино жертвовали в первую очередь, так как такие жертвоприношения назывались libamentum — «возлияния»[1]:270.

При жертвоприношениях животных делались три винных жертвоприношения: перед самой жертвой вином и благовониями, затем перед умертвлением вином орошали животное. Непосредственно винное жертвоприношение проводилось при сжигании внутренних органов животного на алтаре[11]:54.

Римляне и вино

Мраморный стол поддержка украшен

Дионисом

,

Пан

и

Сатиры

; Дионис держит

ритон

(сосуд для питья) в виде пантеры, 170-180 AD

Хранение вин

Среднее время созревания вин составляло 15 лет, многие амфоры хранились в подвалах более длительный срок. Изысканное вино, предназначенное для массового потребления, хранилось около 3 — 4 лет.

Информацию о вине писали сначала на стенках амфор, и стёршаяся надпись служила вину лучшей рекомендацией. Разлитое по амфорам вино хранилось на чердаках в дымоходах; перед употреблением его доставали и какое-то время хранили в винном погребе. Лучшим возрастом для вина считались 15—20 лет.

Лучшим винным годом считался Opimianer, урожай фалернского вина, сбора 121 года до н. э. (правление консула Луция Опимия). Обильный урожай в тот год был исключительного качества. Некоторые амфоры этого вина просуществовали и 200 лет спустя. Плиний пишет, однако, что это вино нельзя было пить, так как оно имело вкус горького мёда.

Качество вин достигалось только после нескольких лет хранения, а иногда и десятилетий. Суррентинское дозревало в течение 25 лет, фалернское и альбанское хранились до 15 лет, сабинское оставляли в подвалах на 7 лет, и куманское и номентанское — 5 лет.

Среднее время созревания вин составляло 15 лет, многие амфоры хранились в подвалах более длительный срок. Изысканное вино, предназначенное для массового потребления, хранилось около 3 — 4 лет.

Римляне и вино

Информацию о вине писали сначала на стенках амфор, и стёршаяся надпись служила вину лучшей рекомендацией. Разлитое по амфорам вино хранилось на чердаках в дымоходах; перед употреблением его доставали и какое-то время хранили в винном погребе. Лучшим возрастом для вина считались 15—20 лет.

Лучшим винным годом считался Opimianer, урожай фалернского вина, сбора 121 года до н. э. (правление консула Луция Опимия). Обильный урожай в тот год был исключительного качества. Некоторые амфоры этого вина просуществовали и 200 лет спустя. Плиний пишет, однако, что это вино нельзя было пить, так как оно имело вкус горького мёда.

Качество вин достигалось только после нескольких лет хранения, а иногда и десятилетий. Суррентинское дозревало в течение 25 лет, фалернское и альбанское хранились до 15 лет, сабинское оставляли в подвалах на 7 лет, и куманское и номентанское — 5 лет.

Цены

В Помпеях кубок простого вина стоил 1 асс, более хорошего качества 2 асса, фалернское вино 4 асса. Вино из виноградных выжимок было ещё дешевле.

Вино в медицине

Римские врачи считали вино средством против множества заболеваний. Вино употреблялось в лечебных целях как для внешнего применения, так и для принятия внутрь для лечения соматических и психических заболеваний. Например, при простуде, болях в желудке, лечения от укусов змей и скорпионов[12]. В качестве средства контрацепции использовались пессарии на основе шерсти, которые обмакивались в смесь из вина, оливкового масла, мёда и смолы[13].

Вино в римской литературе

• В различных мифах имя Диониса получает разные эпитеты — «Шумный», «Несущийся», «Гремящий», «Ликующий», «Носитель шкуры» и многие другие.[9][10]:15 В романе Петрония мальчик-раб предстаёт перед гостями в роли Вакха на пиру у Трималхиона то «Шумным», то «Освободителем»[11]. Дионис освобождал, по мнению поэтов и писателей от общественных рамок, освобождал душу и тело.

Так поэт Тибулл рассматривал начала танца именно в этом освобождении. (I 7, 37) В античной литературе описываются способности вина освободить человека от тоски, и забот, забыть безнадёждность и душевные муки.
Несмотря на все «освободительные» качества вина, авторы не забывают напомнить и об опасности быстрой ссоры, особенно, если выпить более 3 кубков.

Римляне и вино

(ода 1 19, 15 Гораций). О разборках и ссорах на почве злоупотребления вина писали Ювенал (сатира 5 26) и Петроний (Сатирикон 74, 10).
Как следствие чрезмерного употребления вина описывается легкомыслие и преувеличенная смелость, и как следствие ссоры, рукоприкладство и ранения. Опасными римляне считали пирушки скифов и фракийцев, так как, по представлению римлян, эти народы пили вино неразбавленным, и поэтому служили для римлян и греков символом варварской неумеренности.[10]:22

В то же время вино и литература неразлучны для большинства поэтов, так Гораций пишет, что стихи, написанные после выпитой воды, ничего не стоят, Овидий описывает себя как поэта Вакха. (Ars am I 525)
Вино также может воспламенить «бессмысленную любовь», то есть ту, которая в трезвом виде не могла бы никогда случиться.

(Гораций ода 3, 21, 2,4) Овидий пишет, что вино подготавливает для любовного чувства сердца и открывает их. (Ars am I 237) Апулей пишет о свойстве вина разжигать страсть. (Metam II 16, 127; 17, 132) Вместе с тем поэты часто дают совет вином залить несчастную любовь, Овидий называет вино «лекарством любви»(ам 801).

Цезарь писал, что бельгийские нервии и германские свевы не допускали у себя распространение вина, так как считали, что вино ослабляет человека и размягчает его. (Галльская война III 15, 4; IV 2, 6)

  1. 1,01,1Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Zürich: Artemis, 1997. — ISBN 3-7608-1140-X.
  2. 2,02,1Никитюк Е. В.Быт античного общества. Пища и питьё греков и римлян. — Спб., 2005.
  3. Плиний Старший. Естественная история, XIV, 80:текст на латинском
  4. Antike Tischkultur (нем.). Проверено 2011-16-02.Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  5. 5,05,1Marquardt, Joachim.Handbuch der römischen Alterthümer. — Leipzig/Darmstadt, 1864/1990.
  6. Weeber, Karl-Wilhelm. Nachtleben im alten Rom. — Darmstadt: Primus, 2004. — ISBN 3896782568.
  7. Плиний Старший. Естественная история, XIV, 137:текст на латинском
  8. Сенека.Письма (рус.). Проверено 17 февраля 2011.Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  9. RE 5 (1905), Sp. 1026—1034
  10. 10,010,1Hagenow. Wein in der Antike
  11. Сатирикон, 41, 6

• В различных мифах имя Диониса получает разные эпитеты — «Шумный», «Несущийся», «Гремящий», «Ликующий», «Носитель шкуры» и многие другие.[14][15]:15 В романе Петрония мальчик-раб предстаёт перед гостями в роли Вакха на пиру у Трималхиона то «Шумным», то «Освободителем»[16]. По мнению поэтов и писателей, Дионис освобождал душу и тело от общественных рамок. Так поэт Тибулл рассматривал начала танца именно в этом освобождении. (I 7, 37) В античной литературе описываются способности вина освободить человека от тоски, забот, безнадёждности и душевных мук.
Несмотря на все «освободительные» качества вина, авторы не забывают напомнить и об опасности быстрой ссоры, особенно, если выпить более 3 кубков[17]. О разборках и ссорах на почве злоупотребления вина писали Ювенал (сатира 5 26) и Петроний (Сатирикон 74, 10).
Как следствие чрезмерного употребления вина описывается легкомыслие и преувеличенная смелость, и как следствие ссоры, рукоприкладство и ранения. Опасными римляне считали пирушки скифов и фракийцев, так как, по представлению римлян, эти народы пили вино неразбавленным, и поэтому служили для римлян и греков символом варварской неумеренности.[15]:22

В то же время вино и литература неразлучны для большинства поэтов, так Гораций пишет, что стихи, написанные после выпитой воды, ничего не стоят, Овидий описывает себя как поэта Вакха[18].
Вино также может воспламенить «бессмысленную любовь», то есть ту, которая в трезвом виде не могла бы никогда случиться[19]. Овидий пишет, что вино подготавливает для любовного чувства сердца и открывает их. Апулей пишет о свойстве вина разжигать страсть{amp}lt;{amp}gt;Metam II 16, 127; 17, 132{amp}lt;/{amp}gt;. Вместе с тем поэты часто дают совет вином залить несчастную любовь, Овидий называет вино «лекарством любви»[20].

Цезарь писал, что бельгийские нервии и германские свевы не допускали у себя распространение вина, так как считали, что вино ослабляет человека и размягчает его[21].

• В различных мифах имя Диониса получает разные эпитеты — «Шумный», «Несущийся», «Гремящий», «Ликующий», «Носитель шкуры» и многие другие.[14][15]:15 В романе Петрония мальчик-раб предстаёт перед гостями в роли Вакха на пиру у Трималхиона то «Шумным», то «Освободителем»[16]. По мнению поэтов и писателей, Дионис освобождал душу и тело от общественных рамок.

Так поэт Тибулл рассматривал начала танца именно в этом освобождении. (I 7, 37) В античной литературе описываются способности вина освободить человека от тоски, забот, безнадёждности и душевных мук.
Несмотря на все «освободительные» качества вина, авторы не забывают напомнить и об опасности быстрой ссоры, особенно, если выпить более 3 кубков[17].

О разборках и ссорах на почве злоупотребления вина писали Ювенал (сатира 5 26) и Петроний (Сатирикон 74, 10).
Как следствие чрезмерного употребления вина описывается легкомыслие и преувеличенная смелость, и как следствие ссоры, рукоприкладство и ранения. Опасными римляне считали пирушки скифов и фракийцев, так как, по представлению римлян, эти народы пили вино неразбавленным, и поэтому служили для римлян и греков символом варварской неумеренности.[15]:22

В то же время вино и литература неразлучны для большинства поэтов, так Гораций пишет, что стихи, написанные после выпитой воды, ничего не стоят, Овидий описывает себя как поэта Вакха[18].
Вино также может воспламенить «бессмысленную любовь», то есть ту, которая в трезвом виде не могла бы никогда случиться[19].

Цезарь писал, что бельгийские нервии и германские свевы не допускали у себя распространение вина, так как считали, что вино ослабляет человека и размягчает его[21].

Работы классических римских писателей-наиболее особенно Като, Колумелла, Горация, Палладий, Плиний, Варрон и Вергилий-проливают свет на роль вина в римской культуре, а также современного виноделия и виноградарства практики. Некоторые из этих влиятельных методов можно найти в современном виноделии. Они включают в себя рассмотрение климата и ландшафта в определении того, какие сорта винограда сажать, преимущества различных подвязки и виноградом тренажерных систем , эффекты обрезки деревьев и уборки урожаев на качество вина, а также методы виноделия , такие как Сюр ложь старения после того, как ферментация и поддержание санитарных практики на протяжении всего процесса виноделия , чтобы избежать загрязнений, примесь и их порчу.

Марк Порций Катон был римский государственный воспитывалась в семье сельского хозяйства на ферме в Reate северо – востоку от Рима. Он писал о различных дисциплинах в De Agri Cultura ( Что касается Культивирования Земли ), старейшей работы латинской прозы. Автор подробно прокомментировал виноградарство и виноделие, например , управление виноградником и расчетов относительно количества труда раба может выполнить , прежде чем упасть мертвыми.

Он считал , что виноград производит лучшие вина , когда они получают максимальное количество солнечного света. В этом смысле, он рекомендовал лозы обучаться на деревьях как можно выше, а затем серьезно обрезке всех листьев , как только виноград начал созревать. Он также посоветовал винодел подождать , пока виноград не созрело до того , как урожай , чтобы обеспечить высокое качество вина , и , таким образом , сохранить репутацию винодельни.

Катон был ранним сторонником важности гигиены в виноделии, рекомендуя, например, винные кувшины протирать два раза в день с новой метлой каждый раза; тщательно герметизация банки после ферментации , чтобы предотвратить вино от порчи и превращаются в уксус; а не заполнение амфоры к вершине , чтобы оставить некоторое свободное пространство, что ведет к небольшому количеству окисления . Руководство Катона было пылко последовали, став стандартный учебник римского виноделия на протяжении многих веков.

колумелла

Римляне и вино

Статуя Колумелла в своей родной земли Кадис.

Колумелла был Д. писателем первого века , чей 12-томной De Re Rustica считается одним из наиболее важных работ по римскому сельскому хозяйству . Одиннадцать томов , написанных в прозе подкрепляются Том 10, книги о садах в Гексаметр стихах. Объемы 3 и 4 вникать в технические аспекты римской виноградарстве, в том числе советов , на которых типы почв дают лучшие вина, в то время как Том 12 касается различных аспектов виноделия.

Колумелла описывает кипение виноградного сусла в свинцовом судне к концентрации сахара и в то же время позволяет привести придать сладость и желаемую текстуру с вином, практикой , которая , возможно, способствовала отравлениям свинца . Он представил точные подробности о том , как хорошо работать виноградника должен работать, от оптимального завтрака для рабов урожая винограда с каждого jugerum земли и практики обрезки деревьев , чтобы обеспечить эти урожаи.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

Многие современные элементы винограда подготовки и подвязок очевидны в описании Колумеллы о наилучшей практике. В идеальном винограднике, лозы были посажены два шага друг от друга и скреплены ивовыми withies до каштанового колья о высоте человека. Он также описывает некоторые из вин римских провинций, отметив потенциал вин из Испании и региона Бордо.

Религия и фестивали

Примечания

  1. 123Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Zürich: Artemis, 1997. — ISBN 3-7608-1140-X.
  2. 12Никитюк Е. В.Быт античного общества. Пища и питьё греков и римлян. — Спб., 2005.
  3. Плиний Старший. Естественная история, XIV, 80:текст на латинском
  4. Antike Tischkultur (нем.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2011-16-02.Архивировано 20 августа 2011 года.
  5. 12Marquardt, Joachim.Handbuch der römischen Alterthümer. — Leipzig/Darmstadt, 1864/1990.
  6. Weeber, Karl-Wilhelm. Nachtleben im alten Rom. — Darmstadt: Primus, 2004. — ISBN 3896782568.
  7. Плиний Старший. Естественная история, XIV, 137:текст на латинском
  8. Плиний Старший. Естественная история, XIV, 142:текст на латинском
  9. ep. 83,26
  10. Сенека.Письма (рус.). Дата обращения 17 февраля 2011.
  11. 123Weeber. Wein im Alten Rom.
  12. Plin NH XXIII 44
  13. Веебер 79
  14. RE 5 (1905), Sp. 1026—1034
  15. 12Hagenow. Wein in der Antike
  16. Сатирикон, 41, 6
  17. Гораций, ода 1 19, 15
  18. Ars am I 525
  19. Гораций ода 3, 21, 2,4
  20. Ars am 801
  21. Галльская война III 15, 4; IV 2, 6
Ссылка на основную публикацию