Каким образом прекратить прием антибиотиков правильно и резко

Антибиотики при бронхите, гайморите и других заболеваниях дыхательных путей и ЛОР-органов

Когда мы говорили о лечении ОРВИ, я не раз повторял, что неосложненная простуда никогда и ни при каких условиях не лечится антибиотиками. Более того, антибиотики не используются и для профилактики осложнений при простуде.

Единственное основание для назначения антибиотиков — это развитие осложнений (гнойный синусит, отит) или же бактериальная ангина.

При гайморите антибиотики назначают, когда гнойное отделяемое из носа, лихорадка, головная боль, а также боль или чувство распирания в проекции синусов сохраняются в течение нескольких дней. При отите антибиотиками лечат при наличии лихорадки, гнойного отделяемого из уха (если барабанная перепонка имеет дефект), при выраженной боли в ухе. Диагноз, разумеется, должен ставить врач.

По поводу стрептококковой ангины мы с вами уже говорили. Прежде чем назначить антибиотик, нужно доказать наличие стрептококка; для этого существуют экспресс-анализы.

В некоторых случаях антибиотики уместны для лечения обострений хронического бронхита (или хронической обструктивной болезни легких); как правило, это удел курильщиков. Основанием для лечения служат лихорадка, нарастание одышки, увеличение количества и гнойности мокроты. Напомню, что просто кашель, даже и с мокротой, при простуде — это не показание для назначения антибиотика.

1-й вариант: резкий подъем температуры до 39–40 °C, сопровождающийся сухим кашлем, плохим самочувствием, одышкой; боль в груди, усиливающаяся при кашле.

2-й вариант: начало как при ОРВИ с насморком и кашлем, небольшая температура, затем — нормальная, а затем вновь подъем до 38 °C и выше.

У детей: продолжительность температуры до 38 °C и выше более 3 дней, учащенное дыхание, резкая вялость, сонливость.

Для лечения болезней дыхательных путей чаще всего используют три группы препаратов:

• пенициллины — амоксициллин, амоксициллин/клавуланат;
  • макролиды — азитромицин, кларитромицин;
  • фторхинолоны (дыхательные) — левофлоксацин, моксифлоксацин.
  1. Применение антибиотиков в инъекциях в амбулаторных (домашних) условиях. Все перечисленные препараты, да и многие другие существуют в форме таблеток.
  2. Применение ко-тримоксазола (бисептола). Это очень небезопасное лекарство с узким спектром применения. Почему-то его очень любят использовать для самолечения, считая самым безопасным антибиотиком. Это совершенно не так.
  • Чтобы предпочесть ко-тримоксазол другим антибиотикам, должны быть очень серьезные основания. Желательно проводить короткие (не более 5–7 дней) курсы терапии.
  • Ко-тримоксазол применяется при специфических заболеваниях, например при пневмоцистной пневмонии у ВИЧ-инфицированных и для лечения отдельных форм внутрибольничных инфекций при нечувствительности к другим антибиотикам.
  • Применение ко-тримоксазола требует тщательного контроля за побочными эффектами, недоучет которых может привести к смертельному исходу. Например, риск тяжелейшей токсической реакции (синдром Лайелла) при назначении этого препарата в 10–20 раз выше, чем при использовании обычных антибиотиков.
Предлагаем ознакомиться:  Аспирин и алкоголь – когда можно пить лекарство после спиртного?
  1. Рутинное использование пробиотиков и противогрибковых препаратов. Не надо этого делать.
  2. Позднее начало антибиотикотерапии при пневмонии. К сожалению, от пневмонии даже в XXI веке умирают. Чем позже начинается лечение, тем выше смертность — такая вот неутешительная статистика.
  3. Частая смена антибиотика в процессе лечения, которую объясняют «опасностью развития устойчивости». Существует общее правило антибиотикотерапии: эффективность оценивают в течение 48–72 часов. Если за это время температура нормализуется и уменьшаются симптомы, значит, препарат эффективен, и его прием продолжают столько времени, на сколько рассчитан курс лечения. Если температура сохраняется, антибиотик считают неэффективным и заменяют на препарат другой группы.
  4. Слишком длинный или слишком короткий, в т.ч. самостоятельно прерванный, курс лечения. Надо понимать, что мы лечим заболевание, а не анализы и не рентгенологические изменения. Скажем, после перенесенной пневмонии изменения на рентгенограмме могут сохраняться до месяца, а иногда и дольше. Это совершенно не значит, что все это время надо глотать антибиотики. Впрочем, и бросать самостоятельно лечение в первый день нормальной температуры тоже не надо — это верный путь к тому, что в следующий раз антибиотик действовать не будет.

Оптимальная продолжительность терапии некоторых заболеваний дыхательных путей:

• Пневмония внебольничная — минимум 5 дней ( 2–3 дня после нормализации температуры)
  • Острый бактериальный бронхит — 5–7 дней
  • Обострение хронического бронхита — 7–10 дней
  • Тонзиллофарингит стрептококковый (ангина) — 7–10 дней
  • Острый синусит — 10–14 дней
  • Хронический синусит — 21–28 дней.

Как прекратить прием безопасно для здоровья

Каким образом прекратить прием антибиотиков правильно и резко

Все врачи сходятся в одном – ни в коем случае нельзя резко прерывать лечение, если курс не пройден до конца. Это может вызвать привыкание вируса и перевести заболевание в уже хроническую форму. Поэтому перед тем, как прописать тот или иной препарат, необходимо правильно сделать развернутый анализ крови и бактериологический посев.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли принимать Карбамазепин при алкозависимости

Минимальная длительность лечения составляет 3-5 дней, в зависимости от конкретных таблеток. Если этот срок не истек, прекращать его не рекомендуется. В самом крайнем случае можно заменить препарат на другой, но уже более эффективный.

Напомню, что, по всем правилам, делать это можно не ранее, чем через 3-5 дней после начала лечения, в зависимости от его длительности. Обычно речь идет о 7-10 днях. Если же назначенный препарат не подходит, допускается уменьшить дозу на 30-50%. При выявлении побочных эффектов врачом подбирается другой антибиотик.

Перед тем, как перестать пить таблетки, по моему опыту, будет правильно:

• Сдать анализ крови и мочи. Нужно оценить, есть ли воспаление в организме, определить уровень гемоглобина и сои, количество лейкоцитов и эритроцитов, цвет крови, наличие белка в моче. Делать это можно уже на 5-7 день лечения.
  • Сдать бакпосев из носа и зева. Он актуален при ангине и тонзиллите, бронхите, гриппе и других вирусных ЛОР-заболеваниях. Также очень важно узнать о чувствительности бактерий к принимаемому антибиотику.
  • Убедиться в эффективности лечения. Врач должен осмотреть зев и ротовую полость, если речь идет об отоларингологических заболеваниях.

Дисбактериоз после антибиотиков: что происходит на самом деле

Западные врачи очень удивляются, когда узнают, что русские как-то умудряются диагностировать «кишечный дисбактериоз», а потом его еще и лечить. Пресловутый «анализ кала на дисбактериоз» — это мракобесие, распространенное в национальных масштабах. В кишечнике живет несколько тысяч микробов, лаборатория определяет только два десятка, причем совсем не тех, которые находятся на стенках кишечника, а тех, которые двигаются с каловыми массами. Если вам врач предлагает сдать этот анализ, задумайтесь всерьез…

В действительности проблему представляет состояние, которое носит название антибиотик-ассоциированная диарея, т. е. диарея, развивающаяся вследствие приема антибиотиков. Механизмы ее развития могут быть разные, далеко не все сводится к нарушению состава микрофлоры. Например макролиды, а также клавуланат вызывают понос за счет усиления перистальтики кишечника. Лечить такую антибиотик-ассоциированную диарею не надо, она прекращается самостоятельно через пару дней после отмены препарата.

Главную проблему представляет собой диарея, связанная с колонизацией микроорганизма под названием клостридия (Clostridium dii cile). В этом случае, несмотря на прекращение антибиотикотерапии, частота стула растет, развивается тяжелое обезвоживание. Возможны осложнения — изъязвления и перфорация толстой кишки и летальный исход.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли пить алкоголь после укола дипроспана

Исходя из этого, давайте сформулируем следующее правило: если после отмены антибиотика диарея не только не проходит, но, наоборот, состояние ухудшается, нужно обратиться к врачу и сделать анализ кала на определение токсина Clostridium dii cile. При подтверждении диагноза назначают лечение другими антибиотиками (метронидазол и ванкомицин).

По окончании лечения очень важно пройти комплексное исследование, снова-таки сдать анализ крови, а желательно еще и кала с мочой. Если лечилось горло, то я бы посоветовала в дополнение сделать УЗИ. Со всеми результатами обязательно следует обратиться к лечащему врачу для их оценки, ведь решение о прекращении приема антибиотиков должен принимать только он.

После того, как удастся завершить курс, как показывает моя практика, полезным будет:

• Пропить витаминно-минеральные комплексы. В них обязательно должно содержаться железо, аскорбиновая и фолиевая кислоты, альфа-токоферол (Е) и мн. др. С их помощью можно будет повысить уровень иммунитета, который при приеме антибиотиков почти всегда снижается.
  • Включить в меню пробиотики. Они позволят резко восстановить бактериальную микрофлору в кишечнике, которая непременно нарушается в результате лечения. Поэтому я советую употреблять различные питьевые йогурты и батончики с пробиотиками или принимать их в виде таблеток.
  • Начать закаляться. Каждое утро обливайтесь ведром воды сначала комнатной температуры, а потом и вовсе холодной.
  • Больше дышать свежим воздухом. Очень полезны прогулки по вечерам вблизи леса или в парковых зонах, вдали от больших трасс. Не менее важно проветривать на ночь помещение, даже зимой. В дополнение я советую не забывать хотя бы раз в 2-3 дня делать влажную уборку.